Формирование правовой культуры у учащихся проводится с целью научить ребят свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом, проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей. Этому способствовало проведение следующих мероприятий:
В 5-6 классах прошел классный час – рассуждение «Уголовное наказание несовершеннолетних» Цель: профилактика правонарушений среди подростков; обозначение проблем, связанных с правонарушениями несовершеннолетних. Для повышения уровня информированности детей по проблеме правонарушений несовершеннолетних, разъяснения последствий совершений правонарушительных действий, учащиеся ответили предварительно на вопросы анкеты. В ходе классного часа выяснили, что ответственность за правонарушения наступает с 14 лет. Далее ребята работали по карточкам, участвовали в ролевой игре «Марионетки».
В начальных классах прошел классный час «Наши права и обязанности». В ходе беседы учащиеся были ознакомлены с новыми понятиями. Ребята активно участвовали в игре «Шар». Всем классным коллективом искали выход из различных ситуаций, предложенных учителем.
В 8-9 классе проведен классный час «Как использовать свои права» Учащиеся работали над проблемными вопросами: «Нужно ли бороться за свои права?», «Каким образом вы можете участвовать в жизни государства и оказывать влияние на процессы, происходящие в нашем обществе?» и др. в поиске ответов на вопросы, ребята обращались к Закону «О правах ребенка в РК», «Конституции РК», сами задавали вопросы. В ходе дискуссии возникли различные точки зрения, т.к. у каждого желающего была возможность высказаться. Далее учащимся была предложена информация для размышления и участие в викторине. После подведения мини-итогов учитель подвела ребят к правильному моральному, юридическому и этическому обоснованию своих взглядов.
В 10-11классах проводился экзамен эрудитов «Правовая атака», целью которого было воспитание дружелюбия, бережного отношения друг к другу, закрепление правовых знаний. Ребята отвечали на вопросы
• С какого возраста человек обладает правами в РК?
• Кто в РК является гарантом прав и свободы человека?
• Кто такой адвокат?
• Что нарушает преступник?
Затем проводилась беседа о необходимости поддержания морального климата в коллективе, чтобы каждый человек чувствовал себя комфортно. В итоге ребята пришли к выводу, что надо работать над собой, во всех жизненных ситуациях необходимо искать согласие и взаимопонимание.
Все проведенные мероприятия способствовали воспитанию политической и правовой культуры учащихся, формированию необходимых умений и навыков жизни в демократическом обществе на основе принципов уважения прав человека и толерантности.